Интербригады идут в бой. Из истории Гражданской войны в Испании.

Андрей Лебедев написал
33 оценок, 2498 просмотров Обсудить (103)
Гражданская война в Испании, одна из наименее изученных страниц мировой военной истории прошедшего кровавого 20-го века. Что мы знаем о ней? Практически очень мало, знаем то, что летом 1936 года в Испании военные подняли вооруженный мятеж против правительства страны, которое пришло к власти в результате демократических всенародных выборов, против правительства, которое в большинстве своем представляло собой разноликие политические силы Испании того времени, в основном силы левого толка. Общеизвестно и то, что на помощь республиканской Испании, для ее защиты от мятежных войск генерала Франко, непосредственно на поле боя прибыло множество добровольцев, по различным данным из более чем 50-ти государств со всех концов света.

Вскоре по прибытию иностранных добровольцев в вооруженных силах республиканцев появились целые воинские части под сокращенными наименованиями интербригады. Именно они, «Интернациональные бригады», являлись боевыми интернациональными соединениями и сражались на стороне Испанской республики в период гражданской войны с 1936-по 1939гг.

Кто же в них воевал? И кто был инициатором их создания? Решение сформировать Интернациональные бригады, было принято Исполкомом Коминтерна 18 сентября 1936., большого секрета не было в том, что за этим решением Коминтерна стояло руководство тогдашнего СССР. Уже в середине октября 1936 года первые добровольцы начали прибывать в Испанию. Республиканское правительство Испании официально объявило Интербригады входящими в его вооруженные силы 22 октября 1936, этот день и стал Днем рождения Интернациональных бригад.

Из различных источников известно, что формировались и состояли эти бригады не только из коммунистов, социалистов или антифашистов, но и из других революционеров придерживавшихся различных взглядов и направлений, например троцкистов, анархистов, а то и просто из любителей приключений, про которых говорили, что это люди мира, у которых нет родины и флага, но таких, как правило, в интербригадах было не много, так что ехали воевать с фашизмом, за светлое будующее простого испанского народа в основном сознательные и идейные бойцы-интернационалисты.

Не смотря на свое наименование интернациональных не во всех интербригадах большинство подразделений состояли только из одних иностранцев, например, в 11-й так называемой немецко-австрийской интербригаде , состоящей из 3-х батальонов, всего насчитывалось лишь 8-10% интернационалистов, от всего личного состава, это около 200 человек, остальные все – испанцы. В действительности эти бригады больше напоминали испанские национальные, а не интернациональные, так, к примеру 13-я интербригада, была вообще смешанного состава. Из ее 4-х очень малочисленных б-онов, только в 1-м батальоне было 90 интернационалистов из Центральной Европы и 300 испанских призывников. Во 2-м батальоне всего 40 французов, а 3-й и 4-й батальоны вообще были полностью испанские. Реальная численность одной такой бригады примерно составляла самое большее 1,5 тыс. человек, но это редко, а так в основном не более 500-800 бойцов.

И тем не менее за период войны всего было сформировано 7 интернациональных бригад, точная численность бойцов-интернационалистов принявших участие в гражданской войне на стороне республиканцев так до сих пор и остается неизвестной, по одним данным всего их воевало около 35 тыс. человек, однако эти данные опровергаются из других источников, которые говорят о том, что численность иностранных добровольцев всего насчитывала не более 30 тыс.бойцов. И что за всю войну их погибло около 5 тыс. человек.

По другим данным, всего через интербригады прошло 59380 человек, из которых около 15 тыс. погибло, однако, скорее всего, эти данные несколько завышены, так как исследователи гражданской войны, в Испании изучив архивные материалы, сделали вывод о том, что в ходе всей войны число интернационалистов в боевых частях одновременно - никогда не превышало от 6 до 8,5 тысяч бойцов, а самая максимальная общая одновременная численность всех добровольцев в боевых частях составляла примерно около 20 тысяч, по сравнению со всей республиканской армией, численность которой составляла в различные периоды войны примерно от 400 до 800 тысяч бойцов и командиров, это совсем не много.

При формировании бригад, подразделения старались делать национально однородными для облегчения командования и общего взаимопонимания среди бойцов. По национальному составу самый большой контингент составили французы и бельгийцы – 10 тыс. человек, также было много немцев, которые вместе с австрийцами насчитывали около 5 тыс. бойцов, далее за ними по численности шли итальянцы около 4 тыс. добровольцев. Довольно внушительный контингент представила и Польша – свыше 3 тыс. бойцов. Британцев было около 2,5 тыс., 2 тыс. американцев и 1 тыс. латиноамериканцев (в основном из Мексики и Кубы). Дальше по численности не более 1 тыс. чел. шли добровольцы из Венгрии, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Нидерландов, других стран.

Советский Союз не посылал отдельной интербригады, он и так являлся главным союзником республиканского Испанского правительства на международной арене, а также был главным поставщиков вооружений и военных специалистов, в своем большинстве лётчиков и танкистов, которые занимались оказанием помощи в планировании боевых операций на фронтах, обучением личного состава, а также непосредственно воевали в составе испанских частей на передовой. Их общая численность в разных советских источниках приводится различная – от 3 до 4 тысяч. Из них погибло и пропало 189 чел. Так что факты говорят о том, что не было в составе интербригад военнослужащих РККА, а были только советские добровольцы-военспецы во всех основных родах республиканских войск на всех фронтах испанской войны.

Помощь была не малая, особенно если учесть то, что молодое Испанское социалистическое государство не учло опыта построения новой армии в СССР, республиканцы в отличии от большевиков в свою новую армию не допустили офицеров королевской испанской армии, они им не доверяли, даже тем кто имел желание служить республике, многие офицеры подверглись репрессиям, безосновательным преследованиям, а то и расстрелам. В испанском военном флоте, как когда то в революционной России матросы выбрасывали офицеров за борт, подвергали их издевательствам, а то и просто убивали. В результате весь испанский офицерский корпус в полном составе перешел к Франко. Горе-революционеры в один прекрасный момент увидели, что у них не кому командовать не только дивизиями, полками, но даже батальонами и ротами, флот также остался без командиров, надежда у республиканского правительства по подготовке национальных военных кадров, а в некоторых случаях и на замещение отдельных должностей в войсках была только на советских военных специалистов и эта их надежда в некоторых отдельных случаях оправдалась.

Были свои добровольцы и на стороне мятежников, в войсках Франко, наиболее значительными из них являлся так называемый итальянский добровольческий корпус, из советских данных было известно, что его численность составляла примерно 150 тыс. солдат, в том числе несколько дивизий, имевших опыт войны против Эфиопии, однако по другим сведениям максимальная численность итальянского добровольческого корпуса в 1937 году была менее 50 тысяч (включая вспомогательные и тыловые части). За все время войны через корпус прошло порядка 70-80 тысяч итальянцев. Из них погибло по боевым и небоевым причинам около 4 тысяч солдат и офицеров.

Следующим союзником Франко кто направил ему существенную помощь была Германия, помимо того, что Гитлер, направил Франко значительное количество самолётов, танков, артиллерии и других материальных средств в Испании непосредственно воевал так называемый легион "Кондор", его численность составляла около 5 тысяч военнослужащих и гражданского (авиаинженеры, техники, медики) персонала одновременно. Известно, что вместе с другими военными советниками и гражданским персоналом численность немцев в Испании никогда не превышала 10 тысяч одновременно. Всего через Испанскую войну их прошло свыше 26 тысяч солдат и офицеров из которых 315 чел. погибло по разным причинам, из которых непосредственно на поле боя 173 человека. Самое главное, что делали в Испании германские вооруженные силы, это испытывали свою новую боевую технику, тактику ее применения в бою, вопросы отработки взаимодействия различных родов войск на поле боя, в частности танков и авиации и многие другие вопросы, связанные с ведением современных боевых действий.

Первое боевое крещение для интернационалистов стало участие в битве за Мадрид в ноябре 1936 – феврале 1937 гг. то есть в самый активный и ожесточённый период этого сражения, самое интересное, это то, что наступающая группировка войск Франко насчитывала всего 10 тыс. солдат, оборону против нее держали свыше 40 тыс. республиканских войск, у которых сказывалось отсутствие боевого опыта и подготовленных военных кадров, в связи с чем, кадровая армия мятежников, уступая противнику по количеству личного состава, воевала умением и только ценой огромных усилий и человеческих потерь, республиканцам удалось отстоять Мадрид.

Были и настоящие черные дни в истории интербригад, так в июле 1937г. в битве при Брунете, в которой участвовали почти все интернациональные части, в ходе ожесточенных боев, добровольцы понесли большие потери и оказались деморализованными, многие бойцы самовольно погинули свои позиции, обстановка складывалась так, что интернациональные бригады могли просто перестать существовать. Республиканское командование, спасая положение, начало наводить порядок жесткой рукой, так в качестве необходимой меры, для дезертиров был организован специальный концентрационный лагерь, через который с августа по октябрь 1937г. прошло свыше 4-х тысяч человек. С помощью интенсивной политической и воспитательной работы, а в некоторых случаях даже и при помощи расстрелов, порядок был восстановлен, приведенные в порядок бойцы возвращены в свои части на фронт, в дальнейшем подобных случаев в интербригадах больше не наблюдалось.

Интернациональные бригады принимали участие почти во всех основных сражениях гражданской войны в Испании и если в первое время интернационалисты были плохо обучены и поэтому в бою несли большие потери, то в дальнейшем довольно быстро учились и компенсировали свои недостатки. Другой причиной высоких потерь было то, что их охотней бросали в бой. Во-первых, иностранцев меньше жалели, чем соотечественников. Во-вторых, франкисты предпочитали не брать интернационалистов в плен. В-третьих, бойцы интербригад часто проявляли большую стойкость, основанной на сознательности: они сражались за идею, и война не была для них домашней, они не имели личных привязанностей по другую сторону баррикад. Сами интернационалисты часто с неудовольствием замечали, что испанцы, за свободу которых они сражались, часто не выказывали особого энтузиазма идти в бой.

К концу 1938 года в рядах республиканской армии всего продолжало сражаться около 5 тыс. бойцов-интернационалистов, однако скоро из-за сложившейся военно-политической обстановкой и они были вынуждены покинуть территорию Испании.

В 1996 году, в связи с проводимой испанским правительством политикой примирения общества, в Испании был принят закон о возможности бывшим бойцам интербригад стать испанскими гражданами в случае отказа от своего текущего гражданства. Большинство отказалось. В 2009 году был принята поправка, о том, что ветеранам можно сохранять двойное гражданство и Испании, и своей родной страны, следовательно  Испания признала их как своих Героев, значит не зря они сражались и погибали так далеко от своего родного дома.
пользователи оставили 103 комментария , вы можете свернуть их
ю л # написал комментарий 22 октября 2011, 16:00
Спасибо хорошая статья для расширения кругозора.
Алексей Соль # ответил на комментарий ю л 23 октября 2011, 16:50
При прибытию в Испанию у интербригадовцев отбирались национальные паспорта.Зачем и как эти паспорта оказались в СССР?
ю л # ответил на комментарий Алексей Соль 23 октября 2011, 17:45
Странно , а где они были должны оказаться в Англии или в Германии. У них забирали паспорта или еще там чего, давали псевдоним и он под этим новым именем воевал. И если даже золотой запас Испании был в СССР. То и главные документы также должны были оказаться в СССР.
Алексей Соль # ответил на комментарий ю л 23 октября 2011, 17:55
Паспорта отбирали,что-бы,когда разберуться,обратно сбежать не могли.Это почему паспорта ДОЛЖНЫ были в СССР оказаться?
Обыкновенный Человек # ответил на комментарий Алексей Соль 23 октября 2011, 23:15
Если Вам известно о том, что у них отбирались паспорта, то Вы должны знать и о том, почему и зачем они оказались в СССР. Потому как эта информация даже в СССР была, мягко говоря, строго конфициальной, а строго говоря - абсолютно секретной...
Алексей Соль # ответил на комментарий Обыкновенный Человек 24 октября 2011, 16:19
В начале 90-х на короткое время двери архивов приоткрывали.
Светлана *** # написала комментарий 22 октября 2011, 16:27
... значит не зря они сражались и погибали так далеко от своего родного дома..
" Лучше умереть стоя, чем жить на коленях ! " - эти слова принадлежат Генеральному секретарю КП Испании Долорес Ибаррури, известной , как Пассионария - пламенная.
Ее сын - Герой Советского Союза капитан Рубен Ибаррури погиб, защищая Сталинград от фашистов в 1942 г.
...погибали так далеко от своего родного дома..., отдавая жизнь не только за Испанию. но и за СССР.
McVager McVager # ответил на комментарий Светлана *** 22 октября 2011, 16:45
А еще Великий Валерий Харламов- сын испанского коммуниста, семья которого нашла приют в СССР. Великое время рождало великих людей. Вечная им память.
Валерий М # ответил на комментарий McVager McVager 22 октября 2011, 20:14
Вы извините, я с вашей стороны баррикады, но у Валерия Харламова - МАМА была испанкой, а папа русским. Мама была из тех, кого называли - дети войны (там, в Испании). У Валерия также была сестра. Сын тоже занимался хоккем. Живет в Москве - Александр Харламов!
robin kruzo # написал комментарий 22 октября 2011, 16:39
Подростком я читал "Испанский дневник" Михаила Кольцова, хорошо написанную книгу. Не смотря на то, что Кольцов был сталинистом, его в нашей стране арестовали и расстреляли. В ней я узнал, как "воевали" республиканцы и чья заслуга была в их победах. Сейчас об этом откровенно говорят. Надеюсь, со временем, так же откровенно будут говорить и о вьетнамской войне.
BigChief Mohawk # ответил на комментарий robin kruzo 22 октября 2011, 18:11
Любит Кремль свои порядки наводить за пределами СССР-России. Бескорыстно, конечно, ведь то, что Советский Союз присвоил золотой запас Испании - 510 тонн золота, это всего лишь пустячок... :)
Валерий М # ответил на комментарий BigChief Mohawk 22 октября 2011, 20:18
Этот "пустячок" был возвращён в конце 60, начале 70 годов. После этого были шаги в установлении дипломатических отношений. Ни от одного испанца, даже бывших фалангистов, я не слышал, что золотой запас Республики мешает установлению отношений с СССР. А испанцы ЛЮБЯТ русских!
Michael Berngardt # ответил на комментарий Валерий М 22 октября 2011, 22:55
ЛЮБЯТ - это как?
Обыкновенный Человек # ответил на комментарий Валерий М 24 октября 2011, 00:07
Будьте добрый, расскажите, пожалуйста, о возврате испанского золота Советским Союзом в Испанию. Это будет сенсационный материал, поделитесь с публикой!
Есаул Охрименко # ответил на комментарий Обыкновенный Человек 24 октября 2011, 16:07
я тоже хотел об этом просить!!!!
Юрий Кононов # ответил на комментарий Валерий М 27 октября 2011, 01:23
Враньё.
Золото так и не вернули.
фёдор лысак # ответил на комментарий BigChief Mohawk 23 октября 2011, 15:53
"Любит Кремль свои порядки наводить за пределами СССР-России. Бескорыстно, конечно, ведь то, что Советский Союз присвоил золотой запас Испании - 510 тонн золота, это всего лишь пустячок.." А отсюда поподробней ,если можно...и ссылочку пожалуйста.... :
BigChief Mohawk # ответил на комментарий фёдор лысак 23 октября 2011, 16:56
Вот оно, советское воспитание - раз в школьном учебнике "Истории СССР" не написано, в газете "Правда" или журнале "Мурзилка" не прописано, значит ничего такого и не было :)
Ссылку? А за какие заслуги, простите ?.. Ищите и найдёте, кто ищет, тот всегда найдёт. Если, конечно, думает, ищет, хочет узнать больше агитминимума, положенного бездумным и покорным.
фёдор лысак # ответил на комментарий BigChief Mohawk 23 октября 2011, 17:03
"Ссылку? А за какие заслуги, простите ?.. Ищите и найдёте, кто ищет, тот всегда найдёт. Если, конечно, думает, ищет, хочет узнать больше агитминимума, положенного бездумным и покорным." Ссылку вообще-то давали за заслуги,кто за что получал...Ну это я так ,вообще то ,если человек утверждает о каком то факте, то он обязан дать исчерпывающую информацию по этому факту.если нет, то это не факт,а враньё...
BigChief Mohawk # ответил на комментарий фёдор лысак 23 октября 2011, 18:31
Вообще-то, если точно - 510079529,3 грамма.
Насчёт "вранья", это, конечно, сильно; а что ещё может сказать человек с менталитетом прошлого века :)
Ссылок могу дать немало, и по-английски, и на испанском яз.. но Вы сам поищите в рускоязычном секоре Googl-а, набрав: "Золото Испании", как обычно, по советски неопределённо, но всё же...
Виктор Иванов # ответил на комментарий фёдор лысак 23 октября 2011, 16:59
А что будет, когда получите ссылочку? Или когда узнаете, что за это золото поставлялась негодная и устаревшая техника? С этого момента поподробнее, пжалста!
фёдор лысак # ответил на комментарий Виктор Иванов 23 октября 2011, 17:17
"А что будет, когда получите ссылочку? " ну вот уже второй обещает ссылку о присвоении испанского золота Сталиным и всё никак. А может Сталин вступился за инков,и курканул у испанцев инкское золото, награбленное испанскими конкистадорами, во... чем ни тема...ну ка щелкопёры, дарю вам за так эту идею...Здесь можно приплести всех кого ни хочешь и НКВД и КГБ.Надо наверно Михалкову отдать тему.не ему только продам, хотя он змей жадный до денег обманет не заплатит.Кому ж тогда,подскажите...Этой темы на много сериалов хватит куда "Санте Барбаре"...
Виктор Иванов # ответил на комментарий фёдор лысак 23 октября 2011, 18:04
Вам не обещали ссылочку, а только проявили интерес к тому, что будет, когда вы её получите. Ответа на поставленный вопрос не последовало. Судя по комментарию вас может убедить только топор.
фёдор лысак # ответил на комментарий Виктор Иванов 23 октября 2011, 18:21
"Судя по комментарию вас может убедить только топор." А причём здесь топор,вы что,Россию зовёте к топору?,да вы батенька экстремист.
Виктор Иванов # ответил на комментарий фёдор лысак 23 октября 2011, 18:30
Топор для удара по лбу и посильнее.
фёдор лысак # ответил на комментарий Виктор Иванов 23 октября 2011, 18:35
"Топор для удара по лбу и посильнее." Не желай зла другому, оно имеет свойство возвращаться к тебе в трое сильнее...
Виктор Иванов # ответил на комментарий фёдор лысак 23 октября 2011, 19:02
Вы неправильно поняли: это не желание (мне ваши убеждения "по барабану"), а указание на метод достижения понимания.
ю л # ответил на комментарий фёдор лысак 23 октября 2011, 19:11
Зти индивидумы могут только брехать, И ссылок и фактов их подтверждающих от них никогда не дождещся. Не дождетесь только потому что Сванидзе ссылок не дает.
BigChief Mohawk # ответил на комментарий Виктор Иванов 23 октября 2011, 18:40
Да нет, устаревшей она, эта техника, тогда не была, 297 ед. танков Т-26, советских копий Vickers 6 to, "БТ"-шки, советские аналоги колёсно-гусеничных танков Уолтэра Дж. Кристи, броневики ФАИ и БА-3, всего 500 единиц техники, полторы тысячи самолётов, пушки, винтовки, пулемёты, патроны и пр. и др. И из Франции немало поставляли, из других стран, республиканцам, националистам - из Италии и Райха, но поменьше. Одним словом, "гражданская война" между испанцами, их внутреннее дело... :))
Виктор Иванов # ответил на комментарий BigChief Mohawk 23 октября 2011, 19:12
Я встречал в литературуре, что ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ поставки были никуда не годные, тов. Ворошилов сбывал некондицию (кстати, речь шла об артиллерии и лёгком стрелковом оружии). Этим также хотели прикрыть факт своих поставок (оружие было "импортное"). Но я за эти утверждения голову закладывать не буду - надо порыться в документах для подтверждения.
BigChief Mohawk # ответил на комментарий Виктор Иванов 23 октября 2011, 22:10
Совершенно верно, сначала слали из оставшихся запасов ещё того, что союзники поставляли России в 1914-17г.г., ( а слали буржуины очень много чего), и имевшееся небольшое кол-во старых германских винтовок Mauser-98, ведь в Испании стрелковое оружие было кал. 7,92мм. О качестве техники и оружия уже советского пр-ва ничего не скажу, но во всех документах и того, и более позднего периода, 1941-45 г.г., постоянно встречаются жалобы на некачественные: броню, двигатели, трансмиссии, коробки передач, возд. фильтры, плохую сборку. Потом уже не скрывали, гнали навалом, и авиазавод поставили по сборке самолёта И-5, много чего. Националисты до 50-х годов пользовались.
BigChief Mohawk # ответил на комментарий BigChief Mohawk 24 октября 2011, 19:00
Если интересно, ещё несколько фактов. СССР послал в Испанию подлодку "С-4" (построена по германскому проекту "Н" 1918г.), торпедные катера.Решением Политбюро ВКП(б) от 17 окт.1936г. отправлен л/состав НКО и НКВД, и выдан спецзаказ на срочное изготовление пулемётов кал.7,92мм и 3,8 млн патронов к ним.16 июня 1938г. СССР отправил в Испанию 20 тыс. тонн хлопка из Ирана, а также 9190 т хлеба и муки, 4195т сгущёнки, 3338 т сахара, 1591,4 т сливочного масла, 1000 т гороха, 800 т консервов, 777 т колбасы и сала, 250,24 т трески сушёной, 2000 ящиков яиц. Но поставки "братьям" не были бескорыстными. О присвоении золота Испании уже писал, а вот только за одну вышеупомянутую поставку продовольствия взамен потребовали дефицитных в СССР испанских товаров на 21 миллион инвалютных руьлей.
Никодим Печенкин # ответил на комментарий BigChief Mohawk 23 октября 2011, 22:12
Т.е. Муссолини наводил порядки на своей территории? А я то думал почему он все причислял себя к потомкам древних римлян, оказывается опять захватил Иберию.
BigChief Mohawk # ответил на комментарий Никодим Печенкин 23 октября 2011, 22:25
Бедная Иберия, кто только её не захватывал, карфагеняне, римляне, готы, арабы !.. Создатель фашистской партии Б.Муссолини, как и создатель Национал-социалистической партии Германии А.Шикльгрубер-Гитлер, претендовали на высокое положение в Европе (а дуче ещё и на Средиземномоье), и поэтому всячески противились претензиям и амбициям большевеков, т.е. СССР. Борьба интересов, игра мускулами, подготовка к будущей (тогда ещё) Мировой войне.
Валерий Клименко # ответил на комментарий BigChief Mohawk 24 октября 2011, 01:00
Был еще один пустячок -- это "Голубая дивизия" на восточном фронте. За пакости надо платить.
BigChief Mohawk # ответил на комментарий Валерий Клименко 24 октября 2011, 15:30
"Синяя", или "Голубая" (исп. Azul) одна испанская пехотная дивизия, действительно, была на Восточном, советско-германском, фронте после 1941 г., НО тут речь о событиях 1936-39 г.г. Испания не объявлвла войну ни СССР, ни какому-бы то ни было другому из 56 государств Антигитлеровской коалиции, оставалась нейтральной во время Второй Мировой войны; а если поминать тех, кто сотрудничал с гитлеровским райхом, то вспомнить надо и более 1,2 млн граждан СССР, в их числе 550 тыс. русских, служивших в рядах Вермахта и СС, в т.ч. 5 русских эсэсовских дивизий, 2 дивизии РОА, РОНА., 2 казачьих дивизии. И это не считая сотрудничавших с немцами "полицаев", старост, бургомистров на временно оккупированных территориях тогдашнего СССР в Белоруссии, Украине, Литве, Латвии, Эстонии, РСФСР.
А в рядах Красной армии были испанцы, покинувшие свою страну в 1939 году.
Если говорить о эпизодическом участии отдельных госудврств в той войне, то и Бразилия послала одну дивизию на помощь союзникам против Райха при высадке во Франции.
Валерий Клименко # ответил на комментарий BigChief Mohawk 24 октября 2011, 16:22
Предатели ответили за измену. Жаль, что некоторых спрятали союзнички.
http://youtu.be/JIdKu5-TthE
BigChief Mohawk # ответил на комментарий Валерий Клименко 24 октября 2011, 16:55
Спасибо за ссылку.
Не собираюсь вступать в полемику о том, кто предатель, предатель ли, и почему, ведь применительно к сов.гражданам разных национальностей, бывших вольными или невольными союзниками гитлеровцев, были и идейные борцы против большевизма, и представители стран, не по своей воле присоединённых к СССР, и просто желавшие выжить любой ценой. Сложно судить, не зная обстоятельств, судить объективно, не становясь на сторону тех или иных.
И как расценивать тех 5734528 советских военнослужащих, сдавшихся в плен врагу ?..
Сергей Яковлев # ответил на комментарий robin kruzo 23 октября 2011, 23:02
Но ведь подонков умыли. Вам важнее негатив, чем героизм павших?
robin kruzo # ответил на комментарий Сергей Яковлев 24 октября 2011, 00:43
О каких подонках Вы говорите?
О каком негативе Вы ведёте речь?
Чей героизм Вы имеете ввиду?
C N # написал комментарий 22 октября 2011, 16:59
При Франко был воздвигнут большой крест в память о погибших в гражданской войне - как франкистов, так и республиканцев. Испания нашла в себе силы встать на путь национального примирения. А как Россия?.. У нас ведь гражданская война не закончилась в 1920-м. Гражданская война шла и в центре Москвы в 1993-м... Количество жертв власти до сих пор скрывают...
Андрей Лебедев # ответил на комментарий C N 22 октября 2011, 17:25
Да, испанцы действительно совершили реально акт национального примерения и в этом нужно отдать им должное, красные и белые у них теперь равны во всем и даже иностранцев, тех кто принимал участие в их гражданской войне, не зависимо от того на чьей стороне они воевали, приравняли к своим согражданам, в том числе по всем полагающимся им льготам и привилегиям..........
Ольга Куранова # ответил на комментарий Андрей Лебедев 23 октября 2011, 12:15
В современной Испании вести разговор о Гражданской войне считается дурным тоном (вторая такая тема -коррида).
Алексей Тронев # ответил на комментарий C N 22 октября 2011, 18:30
//При Франко был воздвигнут большой крест в память о погибших в гражданской войне// Называется "Долина павших". Целый мемориальный комплекс, а не один крест. Кстати, Франко там и похоронен, так что ехидные голоса говорят, что комплекс он для себя воздвигал.
Олег Герантиди # ответил на комментарий C N 23 октября 2011, 18:14
Сначала противников перестрелял, а потом крест им воздвиг. Ерой, едрена-матрена!
C N # ответил на комментарий Олег Герантиди 24 октября 2011, 17:32
Гражданская война бушевала, Олег. Страшная война, в которую были втянуты ведущие державы Европы. Надо было положить ей конец. Франко смог. При Франко, кстати, свободно издавались и продавались в магазинах труды К. Маркса и некоторые - философские - произведения В. И. Ленина. Франко умер в 1975 г. Через два года была легализирована Компартия. Состоялись свободные выборы. Думаете, при *кровавом тиране" могли сформироваться предпосылки демократии? Преемник Франко Король Хуан Карлос энергично и эффективно подавил фашистский мятеж. Ныне и коммунисты поддерживают Короля. Не все просто в истории... Извините...
Nilkolait # написал комментарий 22 октября 2011, 17:11
Самое большое зло для Испанской революции принесли Советские советники от
НКВД.Они устроили террор,как в Советском Союзе с пытками и расстрелами.Видя
Такую революционную политику,народ перешёл к восставшим.И революция захлеб-
нулась в крови.
Андрей Лебедев # ответил на комментарий Nilkolait 22 октября 2011, 17:18
Конкретно можете привести примеры про советников от НКВД? Каким образом они устраивали террор? На сколько мне известно советники от НКВД, Старинов например, занимались вопросами организаций диверсий в тылу войск Франко, а также подготовкой кадров для партизанских действий в районах подконтрольных мятежникам.....................
Андрей Лебедев # ответил на комментарий Валерий Коновалов 22 октября 2011, 18:22
Нашел только то, что за данными товарищами из ПОУМ сотрудники НКВД помогали вести слежку и это не удивительно, так как не исключалось появление в Испании Троцкого, а данная организация ему очень сочувствовала и даже разделяла его взгляды......................
Валерий Коновалов # ответил на комментарий Андрей Лебедев 28 октября 2011, 19:51
Недавно по Культуре была передача о интербригадах. Там рассказали, что члены этой партии были репрессированы по обвинению в троцкизме.
Валерий М # ответил на комментарий Валерий Коновалов 22 октября 2011, 20:23
Троцкисты и анархисты. Они часто с ножами в атаку шли, а ещё чаще уходили с боевых позиций, в знак протеста.
Боец Конфедерации # ответил на комментарий Андрей Лебедев 22 октября 2011, 19:24
Как ни прискорбно, было дело. Во время ликвидации так называемого анархистского "мятежа", в Барселоне за несколько дней было убито , по некоторым данным до 20 тысяч анархистов и сторонников ПОУМ. Кстати, именно это событие вызвало полное разочарование в социалистических идеях у интербригадовца Дж. Орруэла.Правда и то, что золотой запас Республики так и не был возвращен Испании Советским Союзом, чем испанцы при случае меня часто попрекали, и трудно было им объяснить, что банда Горбачева оставила без золотого запаса и сам СССР.
Валерий М # ответил на комментарий Андрей Лебедев 22 октября 2011, 20:22
Кого Вы слушаете? "Нашист" безграмотный после окончания курсов при Администрации. Видать пивасик пил, а не на семинарах сидел. Для таких, - кровавая гэбня по всему миру отметилась!
Nilkolait # ответил на комментарий Андрей Лебедев 22 октября 2011, 20:49
Их задачей была не столько война с Франко,сколько война с
троцкистами,анархистами и социал-демократами.А методы были как в СССР.
Алексей Соль # ответил на комментарий Nilkolait 23 октября 2011, 17:02
Их задача была вовлечь в войну Германию и Италию с одной стороны и Англию и Францию с другой.А потом взять ослабленную Европу.Когда не получилось,стали готовить войну Гитлера с Европой и собирались опять взять ослабленную Европу.Но...Гитлер в 41 ударил в другую сторону.
Марат Хайрин # написал комментарий 22 октября 2011, 17:13
про интенационалистов знаю, что был у них командир генерал Лукач, венгерский поэт Мате Залка... был убит во время терракта, машину ему взорвали или из пулемета расстреляли... помню фильм был такой про Генерала Лукача...
Александр Белый # ответил на комментарий Марат Хайрин 23 октября 2011, 14:27
В 1920 году Мте Залка вместе с Землячкой устроили кровавый террор в Крыму. Так что заслуги этого поэта имеются и у нас.
Марат Хайрин # ответил на комментарий Александр Белый 23 октября 2011, 15:00
это была гражданская война... зверствовали белые, зверствовали красные, зверствовали махновцы... самые кровавые бойни устраиваются из-за идеологических и религиозных разногласий (что впрочем почти одно и то же)...
хотел поэт-большевик дать людям светлое будущее... потому и не щадил врага, который это светлое будущее хотел у людей отнять... у каждого тогда была своя справедливость...
Александр Белый # ответил на комментарий Марат Хайрин 23 октября 2011, 15:57
Тогда какие могут быть претензии к нацистам - они боролись для расширения жизненного пространства для своего народа.
Евгений Мардасов # ответил на комментарий Марат Хайрин 17 февраля 2012, 14:59
Поэт совсем ни при чем, спорите тут, не зная о чем, один ляпнул, перепутав двух венгерских евреев, а никто и не заметил. Крымского палача звали Бэла Кун. Лишь бы пошлепать по клавишам...
Евгений Мардасов # ответил на комментарий Александр Белый 17 февраля 2012, 14:43
Этого деятеля звали Бэла Кун. Это про кровавый террор.
Александр Белый # ответил на комментарий Евгений Мардасов 18 февраля 2012, 23:47
Вы совершенно правы!
Джентльмен, располагающий свободным временем # написал комментарий 22 октября 2011, 17:39
Avanti o popolo, alla riscossa,
Bandiera rossa, Bandiera rossa
Avanti o popolo, alla riscossa,
Bandiera rossa trionfera.
Bandiera rossa la trionfera
Bandiera rossa la trionfera
Bandiera rossa la trionfera
Evviva il comunismo e la liberta.
Degli sfruttati l'immensa schiera
La pura innalzi, rossa bandiera.
O proletari, alla riscossa
Bandiera rossa trionfera.
Bandiera rossa la trionfera
Bandiera rossa la trionfera
Bandiera rossa la trionfera
Il frutto del lavoro a chi lavora andra.
Dai campi al mare, alla miniera,
All'officina, chi soffre e spera,
Sia pronto, e l'ora della riscossa.
Bandiera rossa trionfera.
Bandiera rossa la trionfera
Bandiera rossa la trionfera
Bandiera rossa la trionfera
Soltanto il comunismo e vera liberta.
Non piu nemici, non piu frontiere:
Sono i confini rosse bandiere.
O comunisti, alla riscossa,
Bandiera rossa trionfera.
Bandiera rossa la trionfera
Bandiera rossa la trionfera
Bandiera rossa la trionfera
Evviva Lenin, la pace e la liberta.
Не Парьте Мне Мозг # ответил на комментарий Джентльмен, располагающий свободным временем 22 октября 2011, 18:47
))) я вижу кому-то не нравится "Красное знамя"... - поставили ))) глупцы... NO PASARAN!
Сергей Яковлев # ответил на комментарий Не Парьте Мне Мозг 23 октября 2011, 23:07
К сожалению, прошли. Даже в Союзе. Надеюсь, не навсегда. Иначе, погибнет планета от потребления.
Валерий М # ответил на комментарий Джентльмен, располагающий свободным временем 22 октября 2011, 20:28
Давно не видел полный текст гимна интербригад! Спасибо Вам. Venceremos!
Артур  Ахмедов # ответил на комментарий Джентльмен, располагающий свободным временем 23 октября 2011, 14:57
Вперед, народ, в контратаку!
Красное знамя! Красное знамя!
Вперед, народ, в контратаку!
Красное знамя торжествует!
Да здравствуют коммунизм и свобода!
Аристарх Лушков # написал комментарий 22 октября 2011, 19:05
Кстати, именно в Испании прославился стал Героем Советского Союза позднее казнённый за измену командующий Западным особым военным округом Павлов. Тут поневоле возникает вопрос - то ли его наградили непонятно за что, то ли позднее непонятно за что расстреляли.
Андрей Лебедев # ответил на комментарий Аристарх Лушков 22 октября 2011, 21:44
В Испании Павлов воевал достойно, командовал танковой бригадой и наградили его действительно за дело, а дальше резкий взлет военной карьеры и такое же резкое падение. Как знать был бы Павлов в 1941г. всего лишь командиром дивизии или корпуса, так и дожил бы возможно до победы, а так не повезло ему, угораздило его стать командующим самого важного и самого особого округа РККА , должность на то время растрельная................
Аристарх Лушков # ответил на комментарий Андрей Лебедев 23 октября 2011, 08:00
Судя по концентрации сил и средств, самым важным на то время был Киевский особый ВО. Так что насчёт расстрельности должности Павлова лучше придумать что-нибудь более подходящее
Сергей Яковлев # ответил на комментарий Андрей Лебедев 23 октября 2011, 23:10
Верно. Войска его округа были не готовы к вторжению. Командиры других округов начали в ночь на 22-е готовить отражение удара, а этот не стал.
ю л # ответил на комментарий Аристарх Лушков 23 октября 2011, 19:36
Вот почитайте про Павлова интересная информация про уголовное дело Павлова.
http://liewar.ru/content/view/178/3/
Валерий М # написал комментарий 22 октября 2011, 19:38
Как хорошо, что Вы Андрей тронули эту тему! Среди интербригадовцев были выдающиеся люди: венгр Мате Залка - "генерал Лукач", наши танкисты Родимцев, Павлов и др., летчики, моряки. Разведчики тоже внесли в свой вклад в борьбу. Те, кто ликвидировал Троцкого, те кто участвовал в "Красной капелле", те кто по настоящему боролся с фашизмом были там - в Испании. Остались в России только "дети войны" - их крохотное число, и их дети, внуки детей войны. Заслуга Франсиско Франко (да это так, он поставил на государство принца, затем он стал королём Испании), оба они пошли на то, что чтобы не было врагов на территории Испании. Пенсия одинакова для тех и других (коричневых и красных), отношение нормальное к тем и другим. Какой же Вы молодец Андрей Лебедев, за то, что опубликовали это. Давно уже не читал подобное. А для исторической правды, для молодёжи (которая не ширяется, а слушает про Че Гевару) это всегда будет злободневно!
Larissa Karadschajew # ответила на комментарий Валерий М 23 октября 2011, 11:15
Формально да, но на деле - и об этом писали в европейской прессе - при приёме на работу потомки интербригадовцев имеют трудности, кадровики шерстят, кем были их предки, и соответственно отказывают. Вот вам и "мирное урегулирование" национального, а, по сути, идеологического вопроса.
Анатолий Цвяк # ответил на комментарий Larissa Karadschajew 23 октября 2011, 18:46
Не совсем так, вернее-совсем не так. Сейчас в положении изгоев оказались "фалангисты". Социалисты от власти призвали убрать из мемориала тело Франко, что спровоцировало жесткую полемику в обществе.Народная партия --все это для отвода глаз от насущных экон и соц. проблем. Что напоминает?
Боец Конфедерации # написал комментарий 22 октября 2011, 19:57
Статья очень хорошая, но не без "но".Хотелось бы в частности прояснить вопрос о "зверствах" революционных матросов. Вот один эпизод. Правительство посылает группу кораблей к побережью Марокко для блокады мятежников, дабы не дать им высадиться на побережье Испании. Корабли прибывают на место, и офицеры объявляют экипажам, что они должны перейти на сторону мятежников. Результат: На взбунтовавшихся кораблях полностью уничтожены офицеры.В гражданской войне все не так однозначно. У каждой воюющей стороны своя правда, и каждый по своему прав.Это трагедия , когда брат стреляет в брата. Франко прилетел в Марокко с Канар. Аэродром был очищен, сторонники Республики - уничтожены. Командовал ими майор-комэск, летчик истребитель, который тоже погиб. Но самое "веселое"не в этом, а в том, что он был двоюродным братом каудильо Франко.
Эммануил Гарбуз # ответил на комментарий Боец Конфедерации 23 октября 2011, 17:23
Позволю себе внести небольшие уточнения.Мятеж против республики возглавил
генерал Хосе Санхурхо.Франко был его заместителем.Для переброски
мятежников в Испанию Германия предоставила транспортные самолеты,так как
республиканский флот не поддержал мятеж.Самолет ,на котором летел
Санхурхо разбился,тогда мятеж возглавил Франко.
Недавно узнал,что Франко - потомок марранов.
Боец Конфедерации # ответил на комментарий Эммануил Гарбуз 23 октября 2011, 18:21
Санхурхо летел из Португалии, где находился после провала роялистского мятежа в 1932 году. Франко командовал войсками на Канарах, в Марокко улетел на английском самолете, который вел английский летчик!!! Вообще-то там очень темная история . "Случайно" разбился Санхурхо, "случайно" расстреляли основателя и руководителя Фаланги Антонио де Ривера , которого республиканцы готовы были обменять, там было очень много "случайностей" чтобы Франко стал каудильо. Франциско Франко - 100% еврей, из семьи марранов, т.е евреев - выкрестов.Более того испанская пресса писала , что в 20-х годах он был активным участником масонских лож.
New Sky # написал комментарий 22 октября 2011, 23:23
Столько читано-перечитано!
В одной книге описывается судьба республиканцев, ушедших через Пиринеи во Францию. Их поместили за колючую проволоку, хлёбово наливали в консервные банки, которые служили и для справления малой нужды. Цивилизация-с - всё должно исполняться по порядку! Отольёшь у столбика в ограде - пуля в спину. Отсюда, от банок, и заболевания.
А мы изумляемся глумлению над телом Каддафи. Просто французы вошли в привычную роль.
Че Гевара # ответил на комментарий New Sky 23 октября 2011, 17:17
!!! Не в обиду французхам, они в истории человечества частенько были нелюдями и дешёвками, это точно.
Larissa Karadschajew # написала комментарий 23 октября 2011, 11:09
К сожалению, в статье ничего не сказано о судьбе швейцарских добровольцев. Но для начала немного истории. Швейцария, несмотря на свою нейтральность, принимала участие в Первой мировой Войне. Три корпуса в составе Первой французской армии. Все практически погибли. Поэтому в 1917 году Парламент Конфедерации принял закон, запрещающий швейцарским гражданам служить в иностранных военных формированиях. Если человек нарушил закон, он должен быть подвергнут наказанию - тюремному заключению. Когда в Испании началась Гражданская война, более 200 швейцарских граждан записались в ряды Интернациональных бригад. После возвращения на родину они все отбыли свои сроки в тюрьме. В 70-е годы бывшими интербригадовцами перед Парламентом было выдвинуто требование о реабилитации добровольцев. Но они не реабилитированиы по сей день. Основание: де, почти они все были тогда либо коммунистами, либо социал-демократами, т.е. членами партий, которые в 30-40 гг. были в Швейцарии запрещены.
robin kruzo # ответил на комментарий Larissa Karadschajew 24 октября 2011, 00:50
Интересно. А как же служба швейцарцев в папской гвардии? Это исключение?
Александр Дубровин # написал комментарий 23 октября 2011, 12:30
Франко попытался спасти страну от развала, в котором активно участвовали коммунисты, руководимые из Москвы. В Испании было две гражданских войны, одна - всем известная, вторая - война коммунистов против троцкистов и анархистов внутри республиканского лагеря. "Интернационалисты" - конгломерат из иностранных добровольцев-романтиков, авантюристов, кадровых военных Красной Армии, командированных в Испанию по приказу. Республиканцы почти с самого начала были обречены, испанцам надоели анархия, развал экономики и прочие прелести левого правления.
Че Гевара # ответил на комментарий Александр Дубровин 23 октября 2011, 17:19
....почти с самого начала были обречены, испанцам надоели анархия, развал экономики и прочие прелести левого правления. - а у нас тоже сегодня ЛЕВОЕ ПРАВЛЕНИЕ? развал, анархия, нищета.....
Александр Дубровин # ответил на комментарий Че Гевара 23 октября 2011, 19:09
Я не о нас. Развал, анархия, нищета - у тех, кто ничего не хочет делать. Это и в Америке, и в Англии, и в Германии есть. Разруха в мозгах с понятными последствиями для себя и близких. А какое правление - им все равно.
Боец Конфедерации # ответил на комментарий Александр Дубровин 23 октября 2011, 18:04
Неправда, развал и бардак начались не 1936 году , а 1931- после отречения короля, и провозглашения Второй Республики. Именно при Республике было подавлено восстание в Барселоне в 1934 году, тогда же против астурийских шахтеров были брошены авиация, атриллерия и танки. под командованием генерала республиканца Ф. Франко. Сопротивление Республики Астурия продолжалось до самого прихода к власти Народного Фронта. И каких бы ошибок и глупостей не наделал Frente Popular, с февраля по 18 июля он очень много сделал для народа Испании : отбирались земли у помещиков, и крупнейшего землевладельца- церкви. Были даны автономии Каталунии, Астурии, Эускади, очень много делалось для облегчения жизни трудящихся. И если бы" испанцам надоели анархия, развал экономики и прочие прелести левого правления" - война закончилась бы уже в августе 1936, а не продолжалась бы с крайним ожесточением до 1 апреля 1939 года. И еще, если будете в Барселоне- не вздумайте повторить то, что написали: элементарно могут и морду набить.
Александр Дубровин # ответил на комментарий Боец Конфедерации 23 октября 2011, 19:21
В любом деле важен результат. Никакого общенародного выступления в защиту НФ не было. Была всеобщая усталость, голод, апатия. До конца пытались сопротивляться те, кто не мог рассчитывать на приговор к тюремному заключению.
Леонид Шейнин # написал комментарий 23 октября 2011, 13:33
Комадиром Интербригад был "Генерал Лукач", он же Москвич Мате Залка (писательский псевдоним взятого в плен в России в 1 Мировую офицера Австро-Венгерской армии, имевшего другие имя и фамилию, ставшего в плену коммунистом и оставшегося в СССР). В Википедии в биографии об Имре Наде, расстрелянного по линии КГБ в Венгрии в 1956 г.,а до этого деятеля Коминтерна, сказано, что в 1937 г. он писал доносы на ряд венгров, из и близких к Коминтерну, в т .ч. на Мате Залку. О чём доносы - не сообщается, можно думать, относительно их недовольства Сталиным. Адьютант Мате Залки в Испании Эйслер опубликовал книгу, в которой почти явно пишет, что Залке подстроили западню и убили "свои". Хоронили его одни испанцы. Руководитель русских военных в Испании Штерн запретил им прибыть на похороны, чтобы "не обнаруживать себя". - Так кто же убил Мате Залку ?
борис эпштейн # написал комментарий 23 октября 2011, 13:54
Бойцы республиканской армии, перешедшие Пиренеи, были интернированы во Франции в концлагерях. В 40-м ,во время агрессии Гитлера против Франции, они просили у фрунцузского правительства одного-дайте оружие и пошлите на фронт, мы Гитлера до задницы порвем-нет, Франция предпочла капитулировать. А республиканцев-и испанцев, и интербригадовцев, было в лагерях около 100 тыс-обстрелянные злые бойцы, такая армия могла и переломить ситуацию в 40-м году.Спасибо автору за непредвзятое освещение темы
Артур  Ахмедов # написал комментарий 23 октября 2011, 15:00
Интересно, что согласно мемуарам Шпеера, Гитлер, разочаровавшись в Франко, сожалел, что сражался в Испании не на той стороне. Интернированных бойцов интербригад, захваченных после капитуляции Франции, правда держали в концлагерях как военнопленных. Но Гитлер якобы приказал обращаться с ними хорошо и намеревался в дальнейшем использовать в Испании.
igor impersky(De^min) # ответил на комментарий Артур  Ахмедов 26 декабря 2011, 08:12
Франко своих добровольцев-фалангистов тоже особо не ценил - отправил (подрывные элементы) на Восточный Фронт (2 дивизии, Псков, СПб) где они в большинстве и погибли. Но клаудильо хватило ума не лезть не в свою войну, не солидаризоваться публично со странами оси. И страну сберег, и сам диктатором уцелел, провел мирно демократические реформы. Вообще полагаю в свете открывающейся инфо..Франко не столь одиозная фигура (как нам пытались представить коммунисты), но националъ-прогрессист, реформатор
igor impersky(De^min) # написал комментарий 26 декабря 2011, 08:07
Тут полагаю целесообразно для полноты картины добавить и следующее. Франко начинал войну не столько с регулярных частей Нац.испанской Армии (они больше остались дислоцированными на территории Республики), сколько с территории Испанского Морокко (где шла колониальная война против респ.Риф). Поэтому Испанский иностранный Легион (много Русскихъ белогвардейцев, вообще европейцев Правых взглядов), морокканские наемники и фалангисты (идеологически выдержанные католики, но подчас не имевшие адекватной военной подготовки) были первыми, кто начинал войну с коммунизмом. И что удивительно..тут я солидарен с автором..они победили, имея почти всегда подавляющее численное меньшинство. Цифр у меня нет (в открытой печати), однако полагаю почти всегда фалангистов было всегда 2-3 раза меньше (нежели республиканцев). Так же полагаю целесообразно добавить -война 1936-39 гг была войной идеологической, и на стороне Франко также воевали добровольцы из мн стран мира (частности Русские белогвардейцы из Франции, летчики, артиллеристы), вспомним и G Orwell- 1984 добровольно воевавшем на стороне фалангистов. Я полагаю данные добавления позволят представить картину более объективно
  • Регистрация
  • Вход
Я согласен
  Забыли пароль?
×

Напоминание пароля

Хотите зарегистрироваться?
За сутки посетители оставили 1501 запись в блогах и 27974 комментария.
Зарегистрировалось 424 новых гайдпаркера. Теперь нас 3130413.